Четвертое ноября какой. Праздники и события ноября. День социального работника в Армении

Выходные дни в начале ноября стали привычными для россиян. Но опросы граждан показали, что многие люди, с радостью принимающие дополнительный выходной, плохо себе представляют по какому поводу не нужно идти на работу или учебу. Даже прохожие, которые без запинки произносят название праздника, не всегда могут объяснить его суть. Действительно, это один из спорных праздников в российском государственном календаре, но знать о нем должен каждый гражданин страны.

День народного единства правительство страны учредило в 2004 году, впервые праздник в России отметили 4 ноября 2005 года, однако его история начинается намного раньше - несколько веков назад.

Что отмечают 4 ноября

Известно, что 4 Ноября - праздник, увековечивающий освобождение Москвы от польских захватчиков в непростом для российского государства 1612 году. Однако, согласно архивным документам, 4 ноября не является днем окончательного освобождения, так как стены Кремля на этот момент еще были осаждены вражескими войсками.

4 ноября больше символизирует не победу, а сплочение народа, которое и сделало возможным разгром захватчиков. В этот день воины войска Пожарского и Минина помолились иконе Казанской Божией Матери, освободили Китай-город и вошли в него победителями вместе с иконой. С тех пор Казанскую икону начали почитать и преклоняться перед ней, люди были уверены, что именно чудотворная икона помогла им одержать победу.

Князь Дмитрий Пожарский построил на Красной площади Казанский собор специально для хранения чудотворной иконы. Дата постройки храма потерялась в истории, но точно известно, что он был освящен в 1636 году. В годы правления царя Алексея Михайловича 4 ноября было провозглашено Днем благодарности Пресвятой Богородице, а в церковном календаре праздник значился, как Празднование Казанской иконе Божией Матери. Значимый для страны праздник отмечали на Руси вплоть до 1917 года, большевики, пришедшие к власти, сразу же убрали его из списка праздничных дней.

Возможно, молитвы и зарядили бойцов новыми силами и помогли им справиться с оккупантами, но основную роль все-таки сыграло сплочение людей. Под руководством Минина и Пожарского сражалось более десяти тысяч воинов народного ополчения. Среди них были люди различных национальностей и сословий. Считается, что именно 4 числа, во время совместной молитвы, они сплотились, соединились единой общей целью и вместе двинулись навстречу захватчикам. Именно единство в целях помогло столь разным людям найти общий язык и прийти к долгожданной победе с иконой в руках.

Что стало поводом для нового праздника

На протяжении восьми десятилетий в советском государстве отмечали 7 ноября - День Великой Октябрьской Социалистической революции. С развалом Советского Союза присущие ему ценности были пересмотрены, красный день хотели убрать из государственного календаря. Однако люди, привыкшие к ноябрьскому выходному, по инерции продолжали отмечать утративший актуальность праздник еще 14 лет после распада СССР, переименовав его в День согласия и примирения.

Инициатором учреждения нового праздника была Русская Православная Церковь, идея возродить памятный для россиян день прозвучала на Межрелигиозном совете России. С предложением сделать 4 ноября праздничным днем выступил Патриарх Алексий II, он попросил возродить День народного единства и памяти Казанской иконы Божией Матери, который на Руси отмечали более 250 лет.

В декабре 2004 года Государственная Дума одобрила поправки Трудового кодекса, согласно которым из официальных праздников был исключен День Согласия и примирения, отмечаемый 7 ноября, и добавлен новый праздник - День народного единства, назначенный на 4 ноября. Против новых поправок выступили только коммунисты, но их голоса оказались в значительном меньшинстве и не повлияли на окончательное решение.

День народного единства в новой России

Первый День народного единства пышно отметили в 2005 году. Главным центром праздничных мероприятий стал Нижний Новгород. Главнейшим событием праздника было открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Новому памятнику нашли место на площади Народного единства у храма Рождества Иоанна Предтечи.

В крупных городах прошли крестные ходы, благотворительные акции, митинги, концерты и другие праздничные мероприятия. В столице президент страны торжественно возложил венки к московскому памятнику Минину и Пожарскому.

Современный День народного единства - праздник, который призывает людей не только вспомнить важнейшие исторические события, но и напомнить гражданам многонациональной страны важность сплочения. Ведь только вместе, двигаясь в одном направлении, можно справиться с трудностями и преодолеть препятствия.

День народного единства в 2017 году планируют отпраздновать по всей России также пышно, как и в предыдущие — самые грандиозные мероприятия намечаются в Москве.

День народного единства 2017

В День народного единства праздничные гулянья, концерты, представления по всей России продлятся три дня с 4 по 6 ноября включительно — самые масштабные празднования пройдут в Москве в рамках серии фестивалей "Московские сезоны".

Праздничные мероприятия пройдут во всех округах столицы РФ — парки Москвы подготовили на День народного единства обширную развлекательную программу, где все желающие смогут весело и интересно провести время.

В дни празднования Дня народного единства 2017 москвичей и гостей столицы ждут самые вкусные угощения, лучшие товары со всей страны, кулинарные мастер-классы и выступления народных коллективов.

В рамках проекта "Ночи искусств" в московских галереях, музеях, театрах, библиотеках и на других культурных площадках 4 ноября с 18:00 до 6:00 по московскому времени пройдет порядка 300 творческих мероприятий.

Митинг-концерт "Россия объединяет" станет центральным событием праздника — он состоится на территории спорткомплекса "Лужники".

История

Вереница трагических обстоятельств произошла в России на рубеже XVI-XVII веков — эта эпоха вошла в историю под названием Смутное время. Причиной Смуты, как считают историки, стало прекращение династии Рюриковичей.

Положение осложнилось также крайне неблагоприятной внутриэкономической ситуацией и иностранным вторжением. Русский народ встал на защиту родины по призыву Святейшего патриарха Гермогена, который погиб от рук поляков за свою верность Православию.

© photo: Sputnik / Сергей Пятаков

Памятник Минину и Пожарскому в Москве

Первое ополчение — его возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов, распалось из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу.

Затем в сентябре 1611-го земский староста Кузьма Минин в Нижнем Новгороде призвал людей собрать средства и создать ополчение для освобождения страны. Для организации ополчения население города было обложено особым сбором. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен новгородский князь Дмитрий Пожарский.

Из Новгорода в другие города рассылались грамоты с призывом к сбору ополчения. В нем, кроме посадских людей и крестьян, собрались также мелкие и средние дворяне. Основные силы ополчения сформировались в городах и уездах Поволжья.

Программа народного ополчения заключалась в освобождении Москвы от интервентов, отказе от признания на русском престоле государей иноземного происхождения (к чему стремилась боярская знать, пригласившая на царство польского королевича Владислава), а также создание нового правительства.

Под знамена Минина и Пожарского собралось для того времени огромное войско, которое в марте 1612 года выступило из Нижнего Новгорода и направилось к Ярославлю, где был создан временный "Совет всей Земли" — правительственный орган, в котором главную роль играли посадские люди и представители мелкого служилого дворянства.

В ополчении, для освобождения Русской земли от иноземных захватчиков, участвовали представители всех сословий и всех народов, входящих в состав русской державы.

Со списком чудотворной иконы Казанской Божией Матери, обретенной в XVI веке, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.

© photo: Sputnik / Maxim Bogodvid

Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны — дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал царем Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых.

Земский собор стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги выстроил на краю Красной площади Казанский собор.

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков. Праздник отмечали в России вплоть до Революции 1917 года.

В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

© photo: Sputnik / РИА Новости

Государственный праздник

Праздник воскресили через 87 лет — по инициативе Межрелигиозного совета России, состоящего из лидеров традиционных конфессий страны, в декабре 2004 года был учрежден День народного единства - как общенациональный праздник, объединяющий все народы России.

Это государственный праздник, который в России является выходным.

Первый День народного единства торжественно отметили в 2005 году — главным центром праздничных мероприятий стал Нижний Новгород. Основным событием праздника было открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

Суть праздника

Праздник больше символизирует не победу, а сплочение народа, которое и сделало возможным разгром интервентов.

Он призывает людей не только вспомнить важнейшие исторические события, но и напоминает гражданам многонациональной страны о важности сплочения. Он также служит напоминанием о том, что только вместе можно справиться с трудностями и преодолеть препятствия.

С 7 ноября, кстати, поступили красиво — теперь в этот день официально отмечается годовщина знаменитого Парада на Красной площади в ноябре 1941 года. Тогда парад вроде бы затеяли в честь 24-й годовщины всё той же Октябрьской революции, но современникам он больше запомнился по другой причине — демонстрацией военной мощи в осажденной нацистами и вчистую проигравшей первые месяцы Великой Отечественной войны Москве. Впрочем, вернемся к празднику 4 ноября — самое время посмотреть, почему именно наши законодатели выбрали эту дату.

Смутное время начинается

В конце XVI века Россия вступила в один из самых нестабильных периодов своей истории. В 1598 году умер последний царь из династии Рюриковичей, Фёдор Иоаннович, не оставивший после себя наследников. Страна была разорена — сказывались бесчисленные завоевательные походы Ивана IV Грозного, особенно трудно России далась Ливонская война. Историки писали, что простой люд в те годы смертельно устал — и от войн, и от власти, которую после жестокой опричнины попросту перестал уважать. Серьезным фактором нестабильности стали неурожаи, спровоцировавшие чудовищный голод 1601-1603 гг., жертвами которого стали до 0,5 млн человек.

Власть в лице нового монарха, бывшего боярина Бориса Годунова, не сидела сложа руки. Люди толпами стекались в Москву, где им из государственных запасов выдавали хлеб и деньги. Но доброта Годунова сыграла против него же — хаос лишь усиливался из-за сформировавшихся в столице крестьянских банд (в них входили холопы и слуги, изгнанные из дворянских усадеб из-за отсутствия у помещика денег и работы).


Смутное время началось из-за распространения слухов о том, что законный наследник престола — царевич Дмитрий Иванович из династии Рюриковичей — всё-таки жив, а не умер, как было принято считать до того. Но слухи распускал самозванец, вошедший в историю под именем «Лжедмитрий ». Заручившись поддержкой польских аристократов и приняв католицизм, в 1604 году он собрал войско и отправился в поход на Москву. Победить ему помогли не столько собственные таланты, сколько неудачи властей — предательство воеводы Басманова и смерть Годунова. 20 июня 1605 года Москва встречала Лжедмитрия ликованием. Но бояре и простые москвичи довольно быстро поняли, что новый царь уж очень ориентирован на Польшу. Последней каплей стало прибытие в столицу польских подельников Лжедмитрия — 16 мая 1606 года вспыхнуло восстание, в ходе которого самозванец был убит. Страну возглавил представитель «суздальской» ветви Рюрикович, знатный боярин Василий Шуйский.

Спокойнее, впрочем, не стало. Первые два года новой власти всерьез угрожали восставшие казаки, крестьяне и наемники Ивана Болотникова — было время, когда разозленные боярским самоуправством мятежники стояли под Москвой. В 1607 году объявился новый самозванец — Лжедмитрий II (известен и как «Тушинский вор») — через год под его властью были уже семь значимых российских городов, включая Ярославль, Владимир и Кострому. В том же году Ногайская орда и крымские татары впервые за долгие годы решилась на набег по русским землям.

Вместе с Лжедмитрием II на Русь (пока неофициально) пришли польские войска. Вели они себя даже для интервентов, мягко говоря, вызывающе — грабили города (даже те, которые добровольно согласились на власть нового «царя»), облагали местное население непосильными налогами и «кормились» в них. Поднялось национально-освободительное движение, его поддержала и власть — Россия заключила Выборгский договор со Швецией, по которому в обмен на Корельский уезд получила 15-тысячный отряд наемников. Вместе с ними талантливый русский полководец, родственник законного царя Михаил Скопин-Шуйский нанес интервентам несколько чувствительных поражений.


Но тут России снова не повезло. Царь Шуйский и его брат Дмитрий, испугавшись популярности Скопина-Шуйского, отравили молодого военачальника (а то ещё власть отнимет!). А тут, как назло, польский король Сигизмунд III объявил войну измученному внутренними проблемами соседу и осадил мощную крепость Смоленск. Но в битве 4 июля 1610 года при Клушине русские войска, возглавляемые бездарным Дмитрием, из-за предательства немецких наемников были разгромлены поляками. Узнав о успехах польской армии, с юга к Москве пришел Лжедмитрий II.

В самой столице была уже новая власть — бояре потеряли последние остатки доверия к «боярскому царю» Шуйскому и свергли его. В результате к власти пришел совет из семи бояр, вошедший в историю как Семибоярщина. Новые правители сразу же решили, кто станет их царем — выбор пал на польского королевича Владислава.

Но здесь уже воспротивился народ — правителя-католика не хотел никто. Люди решили — лучше уж «свой» Лжедмитрий, чем Владислав. Самозванцу один за другим начали присягать даже те города, которые ранее с ним отчаянно боролись. Семибоярщина испугалась Лжедмитрия II и пошла на неслыханный шаг — впустила в Москву польско-литовские войска. Самозванец бежал в Калугу. Народ был на его стороне — людям очень не нравилось то, как вели себя в стране польские интервенты. Самопровозглашенный Рюрикович и правда начал бороться с поляками — освободил несколько городов, разбил войско польского гетмана Сапеги. Но 11 декабря 1610 года он поссорился с охранниками-татарами и был убит. Стало ясно, что никто, кроме самих русских, страну не спасёт.

Народные ополчения

Их было два. Первое возглавил рязанский дворянин Прокопий Ляпунов. Его власть признали бывшие сторонники Лжедмитрия II: князь Дмитрий Трубецкой, Григорий Шаховской, казаки Ивана Заруцкого. Поляки знали о заговоре и нервничали: в результате бытовую ссору на рынке они приняли за начало восстания и вырезали тысячи москвичей. Только в Китай-городе число жертв доходило до семи тысяч…

В конце марта 1611 года Первое ополчение подошло к Москве. Ополченцы взяли несколько районов Москвы (Белый город, Земляной город, часть Китай-города), а затем выбрали «временное правительство» под названием «Совет всей земли) во главе с Ляпуновым, Трубецким и Заруцким. Но на одном из военных советов ополчения казаки восстали и убили Ляпунова. Два оставшихся члена совета решили держать Кремль с засевшим в нем польским гарнизоном в осаде до подхода Второго ополчения.

Проблемы следовали одна за другой. Поляки после долгой осады взяли Смоленск, крымские татары разорили Рязанщину, шведы из союзников превратились во врагов — под их натиском пал Новгород. А в декабре Псков захватил уже третий по счёту Лжедмитрий… Вскоре весь северо-запад России признал очередного самозванца.

Второе ополчение возникло в сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде. Его основу составили крестьяне северных и центральных регионов России, а также горожане. Возглавил его нижегородский земский староста Кузьма Минин. Его поддержали сначала посадские люди, а затем и все остальные — служилые люди (военные) и воеводы, духовенство, городской совет. На общем сходе горожан с проповедью выступил протопоп Савва, а затем и сам Минин призвал сограждан освободить страну от оккупантов. Вдохновленные его речью горожане решили, что каждый житель Нижнего Новгорода и уезда передаст на содержание «ратных людей» часть своего имущества. Распределять доходы доверили Минину — доверие к нему было стопроцентным.

Для военного руководства он пригласил князя Пожарского. Лучшей кандидатуры трудно было и придумать — вельможа был Рюриковичем, в 1608 году разбил войска Лжедмитрия II, сохранил верность московским царям, а в марте 1611 года принял участие в битве за Москву, где был тяжело ранен. Нижегородцам пришлись по душе и его личностные качества: князь был честным, бескорыстным, справедливым человеком, а решения принимал обдуманные и рациональные. Делегация из Нижнего Новгорода ездила к залечивавшему раны Пожарскому в его имение за 60 км несколько раз — но князь, согласно этикету тех времен, неизменно отказывал и согласился только тогда, когда к нему приехал архимандрит Феодосий. Условие было только одно — Пожарский был готов сотрудничать только с Кузьмой Мининым, которому в делах хозяйственных верил безоговорочно.


В Нижний Новгород Пожарский прибыл в конце октября 1611 года. Довольно быстро ему удалось увеличить число ополченцев с 750 до 3 000 человек — ряды освободителей пополнили служилые люди из Смоленска, Вязьмы и Дорогобужа. Им сразу же начали выплачивать и жалование — от 30 до 50 рублей в год. Узнав об этом, к ополчению начали присоединяться рязанцы, коломенцы, казаки и стрельцы из окраинных городов.

Хорошая организация работы (как с деньгами, так и с людьми) быстро привела к тому, что Второе ополчение — точнее, созданный им Совет всей земли — стало «центром силы» наряду с московской «семибоярщиной» и казацкой вольницей Заруцкого и Трубецкого. При этом новые руководители — в отличие от деятелей Первого ополчения — с самого начала четко знали, чего хотят. В декабрьской грамоте, адресованной населению Вологды, они писали, что хотят покончить с междоусобицами, очистить Московское государство от врагов и не чинить произвол.

Из Нижнего Новгорода ополчение вышло в конце февраля 1612 года. Дойдя до Решмы, Пожарский узнал, что Псков, Трубецкой и Заруцкий присягнули Лжедмитрию III (под его именем скрывался беглый монах Исидор). В результате было решено временно остановиться в Ярославле. Древний город стал столицей ополченцев.

Здесь ополченцы задержались до июля 1612 года. В Ярославле окончательно сложился Совет всей земли, в него вошли представители знатных родов — Долгорукие, Куракины, Бутурлины, Шереметевы, но возглавляли его по-прежнему Пожарский и Минин. Кузьма был неграмотным, поэтому за него «прикладывал руку» князь. Для издания документов Совета — грамот — требовались подписи всех его членов. Характерно, что из-за существовавшего тогда обычая местничества подпись Пожарского была лишь 10-й, а Минина — и вовсе 15-й.

Из Ярославля ополчение вело и военные действия (против польско-литовских отрядов и казацкой вольницы Заруцкого, отсекая последних от коммуникаций), и дипломатические переговоры — шведов решили усмирить хитростью, предложив брату короля русский престол, а у Священной Римской империи попросили помощь также в обмен на престол для ставленника императора. Впоследствии и шведу Карлу-Филиппу, и немецкому принцу Максимилиану отказали. Параллельно велась работа по восстановлению порядка на подконтрольной территории и вербовке новых ополченцев. В результате численность Второго ополчения выросла до 10 000 хорошо вооруженных обученных ратников.

Время действовать настало в сентябре (по новому стилю). 12-тысячный отряд польского гетмана Ходкевича попытался деблокировать запертый в Кремле польский гарнизон. 2 сентября состоялось первое сражение Московской битвы: в нём с 13 до 20 часов вечера сражались конные отряды Пожарского и Ходкевича. Странно повёл себя вроде бы поддержавший Второе ополчение князь Трубецкой: попросив у Пожарской 500 конников, он не давал им принять участие в битве и поддержать ополченцев. В результате приданные князю конные сотни самовольно покинули его и вместе с частью казаков Трубецкого помогли Пожарскому сначала отбросить поляков на исходные позиции, а затем и оттеснить их к Донскому монастырю.

3 сентября состоялось новое сражение. Князь Трубецкой опять предпочел не вмешиваться в бой, в результате чего поляки заняли важный укрепленный пункт и захватили в плен гарнизон из казаков. От поражения ополченцев спасло вмешательство келаря Троице-Сергиевого монастыря Авраамия Палицына — он пообещал казакам Трубецкого, что им выплатят жалование из монастырской казны, и после этого они все-таки присоединились к ополчению.

Решающее сражение произошло 4 сентября. Ополченцы бились с поляками в течение 14 часов. В ходе боя отличился Кузьма Минин — его небольшой конный отряд совершил дерзкую вылазку и посеял панику в стане Ходкевича. Чаша весов склонилась на стороне воинства Пожарского — вместе с казаками Трубецкого он обратил поляков в бегство. Уже на следующий день с остатками своей армии гетман ушел из Москвы.

Оставался польский гарнизон — два отряда полковников Струся и Будилы, защищавший район Китай-город и Кремль. В цитадели находились и бояре-изменники, и будущий царь Михаил Романов. После месячной осады Пожарский предложил противникам сдаться и взамен обещал сохранить им жизнь, но высокомерные поляки ответили категорическим отказом. 4 ноября по новому стилю ополченцы взяли штурмом Китай-город (эту дату мы и отмечаем как День народного единства), но Кремль оставался под контролем оккупантов. В польском стане царил голод — по свидетельствам очевидцев, интервенты опустились до людоедства. 5 ноября они все-таки сдались. Войска Будилы попали в плен к Пожарскому, и князь, как и обещал, сохранил им жизнь. Отряд Струся пленили казаки — и вырезали всех поляков до единого. 6 ноября 1612 после торжественного молебна войска князя Пожарского под звон колоколов со знаменами и хоругвями вошли в город. Москва была освобождена.

В январе 1613 года в Москве состоялся первый в истории всесословный Земский собор — на нём присутствовали представители всех сословий, включая и крестьянство. Кандидатуры зарубежных претендентов на русский престол — польского принца Владислава, шведа Карла Филиппа и других — были отклонены. Не заинтересовал делегатов и «воренок» — сын Марины Мнишек и Лжедмитрия II Иван. Но не нашла полной поддержки и ни одна из восьми «русских» кандидатур, в том числе и самого Пожарского. В итоге собравшиеся проголосовали за «компромиссный» вариант — сына влиятельного патриарха Филарета Михаила Романова. Избрание, положившее начало новой династии, состоялось 7 февраля 1613 года.

Смутное время в России, правда, ещё не закончилось. Новому царю пришлось разбираться с мятежным атаманом Заруцким, шведами и 20-тысячным отрядом поляков, которые вместе с запорожскими казаками осадили Москву в 1618 г.

До 1640 года Романовым верой и правдой служил герой Смуты князь Пожарский — Михаил Федорович и Алексей Михайлович доверяли ему самые ответственные дела.

Итоги Смуты были тяжелыми. Московское государство на 100 с лишним лет потеряло выход к Балтике, на несколько десятилетий — стратегическую крепость Смоленск. Количество распаханных земель сократилось в 20 раз, способных на ней работать крестьян — в 4 раза. Многие города — к примеру, Великий Новгород — были полностью разорены. Но самый важный итог все-таки был со знаком «плюс» — Русь в условиях внешней агрессии и внутренних неурядиц сохранила свою независимость.


Памятник Минину и Пожарскому в Москве от благодарных потомков

День народного единства - праздник достаточно новый, но с давними историческими традициями. Он появился в России в 2005 году, фактически заменив главный советский праздник - 7 ноября, который сегодня является рабочим днем.

День народного единства: как отдыхаем в ноябре 2018 года в России

В 2018 году в России остался последний государственный праздник - День народного единства . В первую неделю ноября в связи с этим праздником россиян ждут трехдневные выходные, за которыми последует сокращенная рабочая неделя.

Напомним, согласно производственному календарю, в ноябре 2018 года в России девять выходных и 21 рабочий день.

Какого числа День народного единства

День народного единства - выходной или рабочий день?

Это государственный праздник, который является выходным днем. В этом году праздничная дата приходится на воскресенье, поэтому выходной переносится и россияне смогут отдохнуть с 3 по 5 ноября .

Суббота, З ноября, - выходной. Воскресенье, 4 ноября, - День народного единства, согласно статье 112 Трудового кодекса РФ, официальный нерабочий праздничный день. Понедельник, 5 ноября, - праздничный выходной день, который появился в результате переноса выходного с четвертого числа.

Из истории праздника День народного единства

Если рассказывать кратко историю этого праздника, то все началось со Смутного времени, которое, как считают историки, было в России с 1598 по 1613 год. Этот период, пришедшийся на смену веков с XVI на XVII, сопровождался стихийными бедствиями, бунтами, гражданской войной, польской интервенцией и другими бедами. Результатом этого стал тяжелейший государственно-политический и социально-экономический кризис, едва не погубивший Россию.

Считается, что проблемы начались, когда после смерти царя Ивана IV (Грозного) на русский престол взошел его сын Федор I Иоаннович . Правил он довольно долго - 14 лет, но сильным властителем не был и потомков не оставил. После его смерти династия Рюриковичей пресеклась.

В 1598 году на русский престол взошел Борис Годунов , представитель знатного и влиятельного боярского рода. Но ему не повезло. Мало того, что во время правления Годунова на Россию обрушились стихийные бедствия и неурожай, его (скорее всего, несправедливо) сочли виновником смерти младшего сына Ивана Грозного - царевича Дмитрия , погибшего в Угличе при загадочных обстоятельствах.

Вскоре стали поговаривать, что, возможно, Дмитрий жив и вот-вот вернется, чтобы занять по праву принадлежащий ему трон. В результате этих слухов возникла сумятица, которой воспользовались различные проходимцы, объявлявшие себя чудесно спасшимся царевичем. Этих самозванцев в русской истории принято называть «Лжедмитриями».

На русском престоле началась настоящая чехарда. Вслед за Годуновыми пришли Лжедмитрий I и Василий Шуйский , потом власть захватила Семибоярщина , затем был польский королевич Владислав , а потом еще два Лжедмитрия . В это время в Москве уже вовсю хозяйничали польские захватчики.

Жизнь россиян в это время была настолько тяжелой, что многие земли обезлюдели и пришли в запустение, люди бежали в леса, ожидая Страшного суда и всеобщей погибели.

Тогда патриарх Гермоген призвал народ встать на защиту Отечества и православной веры и изгнать оккупантов. Эту миссию возложили на себя нижегородский земский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский . Они собрали огромное ополчение, в которое вошли представители всех сословий и народов, живших тогда на территории России.

Взяв в качестве символа считавшуюся чудотворной икону Казанской божией матери , нижегородское ополчение 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года штурмом взяло московский Китай-город и изгнало польских интервентов из Москвы.

Эта победа стала первым шагом к возрождению российского государства, а икона Казанской божией матери - предметом особого почитания.

В феврале 1613 года Земский собор, в который входили представители всех народов и сословий России, а также многих российских городов, избрал новым царем 16-летнего Михаила Романова . Михаил стал первым самодержцем из династии Романовых, правившей Россией триста лет.

Земский собор 1613 года считается символом окончательной победы над Смутой, торжества православия и национального единства.

Что касается Казанской иконы, то ее стали почитать не только как покровительницу дома Романовых - для этой святыни учредили специальный церковный праздник.

Сын Михаила Романова - царь Алексей Михайлович , правивший в 1645–1676 годах, повелел праздновать 4 ноября как день благодарности пресвятой Богородице за помощь в освобождении России. Этот праздник отмечался до революции 1917 года и сохранился в церковном календаре как День празднования в честь Казанской иконы Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

Таким образом, нынешний День народного единства, установленный в 2005 году, является законным «наследником» старой русской традиции.

История установления праздника

В начале 2000-х правительство России планировало отменить официальное празднование 7 ноября , которое, несмотря на все переименования и попытки «апгрейда», оставалось в народном сознании связанным с годовщиной Октябрьской революции 1917 года .

Празднику требовалась достойная замена. Тем более что на начало ноября в России приходятся школьные каникулы, когда желательно предоставить родителям побольше возможности провести время со своими детьми-школьниками.

Идея сделать праздничным День народного единства 4 ноября была предложена Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года. Инициатива была поддержана комитетом Госдумы по труду и социальной политике. 27 декабря 2004 года законопроект был принят в третьем чтении, и с 2005 года в России появился новый праздник.

Традиции праздника

В День народного единства в разных городах нашей страны проходят митинги и шествия как различных политических партий, так и общественных объединений. Центром праздника традиционно является Красная площадь, где руководители страны возлагают цветы к памятнику Минину и Пожарскому, а потом проходит грандиозный праздничный концерт. В этом году правительство Москвы одобрило девять заявок на проведение мероприятий, посвященных Дню народного единства 4 ноября.

В этот день в столице и в других городах проходят праздничные гуляния и десятки различных мероприятий патриотической направленности. В преддверии праздника в школах и детских дошкольных учреждениях проводятся праздничные концерты, чтобы ни один ребенок не остался неохваченным патриотической тематикой. В празднике активно участвуют детские творческие коллективы.

В Петербурге в День народного единства проводится ставший уже традиционным Фестиваль света, сопровождающийся световым шоу и видеоинсталляциями. В этом году фестиваль пройдет у СКК «Петербургский» и в Московском парке Победы.

Особое место праздника - Нижний Новгород - родина Кузьмы Минина . Главные праздничные мероприятия проходят на площади Народного единства, на которой, как и в Москве, стоит памятник Минину и Пожарскому. Там проходит митинг-концерт, традиционно завершающийся праздничным фейерверком.

День народного единства: поздравления в стихах

***
С Днем народного единства
Поздравления звучат,
В мире, дружбе и согласье
Все народы жить хотят.

Всей России пожелаем
Жить единою семьей,
Пусть войны и бед не знает,
Чтобы мир был над страной!

***
С Днем народного единства!
С датой светлой ноября!
Пусть же будет в нашей жизни
Место праздникам, друзья.

Поздравляем! Пусть пребудет
Радость в мире и добро,
А в сердцах и душах наших -
Будет солнечно, тепло!

Счастья всем российским семьям,
И здоровья, и удач.
Пусть в прекрасный день осенний
Песни радости звучат!

Многие россияне любят потратить дополнительные нерабочие дни на поездки и иной отдых. В ноябре у жителей нашей страны длинные выходные в три дня получатся благодаря государственному празднику – Дню народного единства. Это удивительно, но 2/3 нашей страны на самом деле не знают, что мы празднуем 4 ноября. Расставим все точки над "i" в нашей рубрике "Вопрос-ответ".

Россия отмечает 4 ноября государственный праздник День народного единства. Утвержден он был в декабре 2004 года. Это решение принял президент России Владимир Путин. Глава государства внес изменения в Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России", в котором 4 ноября объявлялся Днем народного единства. Впервые новый праздник страна отметила 4 ноября 2005 года.

Чему же он посвящен?

Праздник День народного единства уходит корнями в далекий 1612 год. 4 ноября по новому стилю ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского выдворило из российской столицы польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России, которое длилось с 1584 года.

Началось оно после смерти царя Ивана IV Грозного. На престол взошел его наследник Федор Иоаннович, который был далек от государственных дел. В 1598 году он умер, а так как наследников не имел, царская династия Рюриковичей оборвалась. После этого последовало около 15 лет глубокого национального кризиса.

Смута была временем появления самозванцев, правления бояр, страшного голода и войны с поляками. Россию лихорадило от повсеместных грабежей, разбоев, воровства, повального пьянства. Единое русское государство распалось. В 1610 году русские бояре во главе с князем Федором Мстиславским пустили в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

Первое народное ополчение по освобождению столицы от поляков возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но это антипольское восстание потерпело поражение. В сентябре 1611 года нижегородский земский староста Кузьма Минин призвал народ создать народное ополчение. Начался всенародный сбор денег для осуществления задуманного. На пост главного воеводы был приглашен новгородский князь Дмитрий Пожарский. Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско – более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество крестьян. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Великий Земский Собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства. В этом же году на русском престоле воцарился первый из династии Романовых – Михаил Федорович.

Позже царь Алексей Михайлович в честь этого великого события установил праздник, ставший православно-государственным праздником Московской Руси (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

Это абсолютно разные праздники. 7 и 8 ноября в СССР были нерабочими днями, люди отмечали День Октябрьской революции.

В ночь с 25 на 26 октября (по старому стилю) 1917 года благодаря вооруженному восстанию большевики захватили Зимний дворец, арестовали членов Временного правительства и провозгласили власть Советов.

Президент России Борис Ельцин в 1996 году подписал указ "О Дне согласия и примирения", при этом день так и остался нерабочим, но суть праздника кардинально изменилась. По задумке главы государства, он должен был стать днем отказа от противостояния, днем примирения и единения различных слоев российского общества.

Как мы рассказывали выше, в 2004 году президент Путин своим указом утвердил новый праздник – День народного единства. Праздник 7 ноября был отменен.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook